Каталог статей
Категории статей:
Общие сведения [9] | Техника складывания [6] | Другие [2] |
Философия складывания
Оригами в его классическом варианте (только квадрат, никаких надрезов) не случайно родилось в Древней Японии. Это занятие органично вписывалось в систему восточных взглядов на мир, присущих философии дзен-буддизма. Эта философия практикует выработку взгляда на природу как на гармоничное единство, где привычные для европейца противоречивые части и составляющие неразрывно слиты в единое целое. В этом, вероятно, истоки иероглифической письменности, в которой каждый вписанный в квадратную рамку знак означает целостный символ. Пошаговая система записей в оригами очень напоминает это картиночное письмо, понятное практически без слов. Описать с помощью привычного европейцам буквенного текста процесс складывания молено, но сделать это намного сложнее, чем с помощью картинок.
Квадрат в качестве рамки для иероглифов-символов и как основа для складывания фигурок выбран не случайно. На Востоке он является не просто геометрической фигурой, а важным мировоззренческим символом. В Древнем Китае квадрат олицетворял смыкающуюся с космосом землю, пределы которой были необозримы. Необъятность Вселенной, в основе которой лежит квадрат, блестяще подчеркнута в афоризме Лао-цзы: «У великого квадрата нет углов». Таким образом, в дзен-буддизме квадрат является воплощением Вселенной с ее пустотой космоса и в то же время бесконечными возможностями созидания. Именно поэтому в квадрат вписаны все мандалы — священные буддийские изображения. Родившиеся на востоке игры — шахматы, го, танграм — также имеют квадратные очертания. Они как бы отражают игру, которая происходит во Вселенной. Таким образом, выбор квадрата как основы для оригами, был далеко не случаен. Плодотворное развитие игры с этой формой лишний раз подчеркивает, что в геометрии квадрата действительно кроются гораздо большие возможности чем, например, в круге или треугольнике.
Для средневекового европейца квадрат, вероятно, казался слишком простой фигурой, чтобы заняться его пристальным изучением. Объемные тела, сферы, находящие свое воплощение и в архитектуре, и в космологии — для европейцев представляли явно больший интерес. На Востоке квадрат был одновременно символом плодотворной пустоты, скрывающей в себе задатки всех возможных к воплощению форм. Такая точка зрения, кстати, очень близка представлениям современной физики. Ученые считают, что все частицы (основы материального мира) порождаются, в конечном счете, вакуумом, то есть «пустотой» в обыденном представлении. Поэтому попытки извлечь разнообразные формы из обыкновенного квадрата бумаги для последователя дзен-буддизма воспринимались совершенно естественно. Более того, обратимость этих форм, возможность вернуться к исходному квадрату и превратить его в иную фигурку более чем наглядно иллюстрировала взгляд дзен-буддистов на взаимопроникновение земных форм бытия. Такой взгляд поддерживает современная экология, описывающая круговорот молекул в биосистемах, когда исходная масса вещества принимает те или иные живые формы. Замечательно по этому поводу заметил Виктор Бескровных в своем философском эссе «Оригами в поисках смысла»: «Буддийская пустота уничтожает границы между предметами, а не разделяет их, как привычная нам западная. Вещи, люди, деревья, дела, которые нас окружают, есть на самом деле лишь застывшие в форме проявления Пустоты. Истину в них еще надо суметь заметить. О методе, позволяющем это сделать,— чуть позже. Пока важно отметить одно: все, что нас окружает,— это лишь проявления Пустоты, единой и неделимой. Можно даже сказать, что все предметы и вещи — это лишь одежда, одетая на Пустоту, и можно лишь догадываться, что там, под покрывалом, скрыто, да легко и ошибиться. С таких позиций уже нетрудно взять квадрат — символ Пустоты и попытаться превратить его во множество форм, как это делает «настоящая» Пустота, не так ли? Тут и заключается одна из главных причин появления оригами именно на Востоке. Казалось бы, какая пропасть между абстрактными философскими моделями мира и моделями из квадрата бумаги, но — нет, связь существует. Если вещи находятся скорее в состоянии взаимопроникновения, чем противостояния, если любые явления легко переходят друг в друга, если все связано со всем, то что, как не квадрат, основа Вселенной, должен также уметь перетекать в тысячи форм? Отсюда и запрет надрезать его. Надрез нарушает Единое».
Оказывается, складывая оригами, мы постоянно иллюстрируем этим процессом знаменитое высказывание дзен-буддизма: «В мире постоянны только перемены». Оригами — это не скульптура, где от куска материала отнимается все лишнее, чтобы выявить рожденную в голове художника форму. Искусству складывания вовсе не нужны математические знаки, коль скоро оно занимается трансформациями исходной формы, не отнимая и не прибавляя к ней ничего. Более того, в отличие от той же скульптуры, где податливая глина вытерпит любую прихоть ваятеля, оригами позволяет извлекать из квадрата только те формы, существование которых в принципе возможно. Таким образом, каждый раз извлекая из бумажного листа новую фигурку, мы по сути даже не творим, а лишь позволяем проявиться тому, что заранее предсущество-вало в Пустоте листа.
Нередко европейцы задаются вопросом — что же делать с готовыми оригами? Предпринимаются попытки сделать бумажные фигурки более долговечными, например воплотить в более стойком по отношению ко времени материале или заключить в пластиковый куб. Такие усилия органично соответствуют западному взгляду на вещи с его ориентацией на конечный результат. Последователь же дзен-буддизма знает о том, что нет конечных пунктов жизни, а есть только вечно текущий процесс, поймать и остановить который невозможно. Поэтому в оригами для него главное — само складывание, а не конечный результат.
Комментарии
Всего комментариев: 21 | |
1. Алексей
Спам
25 Май 2006, 23:50
Мне интересно все, что связано с дзэн, и я был приятно удивлен, прочитав статью, что оригами тоже... м-м-м... не просто так. :) 2. Roman
Спам
14 Дек 2006, 14:16
Да.. За простыми вещами таится глубокий смысл. Спасибо, что напоминаете это. Постараемся понимать и чувствовать глубже это искусство... 25 Сен 2007, 17:18
Кратко и доходчиво, интересно и, что интересно неутомительно) 5. katerina
Спам
03 Ноя 2007, 11:43
Ура!!! Наконец-то я поняла. Моя девятилетняя дочь постоянно складывает оригами, в основном из бумаги для записей. Я покупаю ее пачками, а потом нахожу во всех углах квартиры. Такое пренебрежение к продукту своего труда мне казалось легкомысленным, а это оказывается просто стихийный дзен. :) 10. YOGA
Спам
01 Июн 2008, 11:44
Мир Востока и Дзен очень тонок и на первый взгляд прост, но нет ничего сложнее простоты. 14. Вольногорск
Спам
30 Июн 2009, 13:01
Админ. Хотелось бы обговорить с вами вопрос касательно рекламы в этом блоге. Если вы согласны, сообщите ваши условия на e-mail. Спасибо. 18. Мистер Х
Спам
12 Ноя 2010, 20:20
у меня после прочтения этого текста появилась мысль, не знаю правильная ли она, если кто знает может подтвердите или поправите. 22 Фев 2012, 19:03
Мне интересно знать на чём основано мнение о том, что классичкое (традиционное) оригами - это складывание тлько из квадрата ибез разрезов. В старинных книгах, таких как "Кан-но мадо","Сембадзуру ориката" "Чашингуру ориката" для складывания большинства моделей тебуются ножницы и квадрат не является единственной формой исходнго листа бумаги. В первых книгах по оригами выпущенных в 20 веке (например Исао Хонды) разрезы так же допускались. Можно сделать вывод, что складывание только из одного квадрата без разрезов - это скорее достижение серидины - конца 20 века. Речь может идти только об относиельно недавно сложившейся традиции. |
|
Использование материалов сайта разрешается только с указанием прямой ссылки на источник
Сайт управляется системой uCoz