Оригами, профессиональное складывание

Текущая дата: Пт, 22 Ноя 2024, 02:40

Каталог статей

Философия складывания

Оригами в его классическом варианте (только квадрат, никаких надрезов) не случайно родилось в Древней Японии. Это занятие органично вписывалось в систему восточных взглядов на мир, присущих философии дзен-буддизма. Эта философия практикует выработку взгляда на природу как на гармоничное единство, где привычные для европейца противоречивые части и составляющие неразрывно слиты в единое целое. В этом, вероятно, истоки иероглифической письменности, в которой каждый вписанный в квадратную рамку знак означает целостный символ. Пошаговая система записей в оригами очень напоминает это картиночное письмо, понятное практически без слов. Описать с помощью привычного европейцам буквенного текста процесс складывания молено, но сделать это намного сложнее, чем с помощью картинок.

Квадрат в качестве рамки для иероглифов-символов и как основа для складывания фигурок выбран не случайно. На Востоке он является не просто геометрической фигурой, а важным мировоззренческим символом. В Древнем Китае квадрат олицетворял смыкающуюся с космосом землю, пределы которой были необозримы. Необъятность Вселенной, в основе которой лежит квадрат, блестяще подчеркнута в афоризме Лао-цзы: «У великого квадрата нет углов». Таким образом, в дзен-буддизме квадрат является воплощением Вселенной с ее пустотой космоса и в то же время бесконечными возможностями созидания. Именно поэтому в квадрат вписаны все мандалы — священные буддийские изображения. Родившиеся на востоке игры — шахматы, го, танграм — также имеют квадратные очертания. Они как бы отражают игру, которая происходит во Вселенной. Таким образом, выбор квадрата как основы для оригами, был далеко не случаен. Плодотворное развитие игры с этой формой лишний раз подчеркивает, что в геометрии квадрата действительно кроются гораздо большие возможности чем, например, в круге или треугольнике.

Для средневекового европейца квадрат, вероятно, казался слишком простой фигурой, чтобы заняться его пристальным изучением. Объемные тела, сферы, находящие свое воплощение и в архитектуре, и в космологии — для европейцев представляли явно больший интерес. На Востоке квадрат был одновременно символом плодотворной пустоты, скрывающей в себе задатки всех возможных к воплощению форм. Такая точка зрения, кстати, очень близка представлениям современной физики. Ученые считают, что все частицы (основы материального мира) порождаются, в конечном счете, вакуумом, то есть «пустотой» в обыденном представлении. Поэтому попытки извлечь разнообразные формы из обыкновенного квадрата бумаги для последователя дзен-буддизма воспринимались совершенно естественно. Более того, обратимость этих форм, возможность вернуться к исходному квадрату и превратить его в иную фигурку более чем наглядно иллюстрировала взгляд дзен-буддистов на взаимопроникновение земных форм бытия. Такой взгляд поддерживает современная экология, описывающая круговорот молекул в биосистемах, когда исходная масса вещества принимает те или иные живые формы. Замечательно по этому поводу заметил Виктор Бескровных в своем философском эссе «Оригами в поисках смысла»: «Буддийская пустота уничтожает границы между предметами, а не разделяет их, как привычная нам западная. Вещи, люди, деревья, дела, которые нас окружают, есть на самом деле лишь застывшие в форме проявления Пустоты. Истину в них еще надо суметь заметить. О методе, позволяющем это сделать,— чуть позже. Пока важно отметить одно: все, что нас окружает,— это лишь проявления Пустоты, единой и неделимой. Можно даже сказать, что все предметы и вещи — это лишь одежда, одетая на Пустоту, и можно лишь догадываться, что там, под покрывалом, скрыто, да легко и ошибиться. С таких позиций уже нетрудно взять квадрат — символ Пустоты и попытаться превратить его во множество форм, как это делает «настоящая» Пустота, не так ли? Тут и заключается одна из главных причин появления оригами именно на Востоке. Казалось бы, какая пропасть между абстрактными философскими моделями мира и моделями из квадрата бумаги, но — нет, связь существует. Если вещи находятся скорее в состоянии взаимопроникновения, чем противостояния, если любые явления легко переходят друг в друга, если все связано со всем, то что, как не квадрат, основа Вселенной, должен также уметь перетекать в тысячи форм? Отсюда и запрет надрезать его. Надрез нарушает Единое».

Оказывается, складывая оригами, мы постоянно иллюстрируем этим процессом знаменитое высказывание дзен-буддизма: «В мире постоянны только перемены». Оригами — это не скульптура, где от куска материала отнимается все лишнее, чтобы выявить рожденную в голове художника форму. Искусству складывания вовсе не нужны математические знаки, коль скоро оно занимается трансформациями исходной формы, не отнимая и не прибавляя к ней ничего. Более того, в отличие от той же скульптуры, где податливая глина вытерпит любую прихоть ваятеля, оригами позволяет извлекать из квадрата только те формы, существование которых в принципе возможно. Таким образом, каждый раз извлекая из бумажного листа новую фигурку, мы по сути даже не творим, а лишь позволяем проявиться тому, что заранее предсущество-вало в Пустоте листа.

Нередко европейцы задаются вопросом — что же делать с готовыми оригами? Предпринимаются попытки сделать бумажные фигурки более долговечными, например воплотить в более стойком по отношению ко времени материале или заключить в пластиковый куб. Такие усилия органично соответствуют западному взгляду на вещи с его ориентацией на конечный результат. Последователь же дзен-буддизма знает о том, что нет конечных пунктов жизни, а есть только вечно текущий процесс, поймать и остановить который невозможно. Поэтому в оригами для него главное — само складывание, а не конечный результат.

05 Мар 2006
Автор(ы): Сергей Афонькин и Елена Афонькина
Категория: Общие сведения
Просмоторов: 26038

Комментарии

Всего комментариев: 21
1. Алексей E-mail Спам
25 Май 2006, 23:50

Мне интересно все, что связано с дзэн, и я был приятно удивлен, прочитав статью, что оригами тоже... м-м-м... не просто так. :)
Спасибо!

2. Roman Спам
14 Дек 2006, 14:16

Да.. За простыми вещами таится глубокий смысл. Спасибо, что напоминаете это. Постараемся понимать и чувствовать глубже это искусство...

3. Waldemar Cerkante (WC) E-mail Спам
02 Сен 2007, 11:28

Жаль, что нет такого (или подобного) осмысления роли оригами в нашей , европейской жизни. Оно и понятно -- пока это экзотика...

4. Dmitriy (ezhik11111) E-mail Спам
25 Сен 2007, 17:18

Кратко и доходчиво, интересно и, что интересно неутомительно)

5. katerina E-mail Спам
03 Ноя 2007, 11:43

Ура!!! Наконец-то я поняла. Моя девятилетняя дочь постоянно складывает оригами, в основном из бумаги для записей. Я покупаю ее пачками, а потом нахожу во всех углах квартиры. Такое пренебрежение к продукту своего труда мне казалось легкомысленным, а это оказывается просто стихийный дзен. :)

6. Sveta (Malina) E-mail Спам
16 Дек 2007, 13:16

я даже не думала, что здесь такой глубокий смысл! потрясающе!

7. Феанор Финвэвич (Feanor) E-mail Спам
05 Фев 2008, 18:57

Афонькины в своем репертуаре. Как они все-таки утомительны...

8. larissa (lory) E-mail Спам
07 Апр 2008, 04:04

Они не утомительны, они неутомимы!

9. Аленка Спам
06 Май 2008, 12:13

Согласна со всеми предыдущими коментами. Ура.

10. YOGA E-mail Спам
01 Июн 2008, 11:44

Мир Востока и Дзен очень тонок и на первый взгляд прост, но нет ничего сложнее простоты.
Спасибо за статью.

11. YOGA E-mail Спам
01 Июн 2008, 11:46

Нет ничего сложнее простоты

12. Клим Спам
11 Фев 2009, 01:38

YOGA -- подумайте что написали, вроде без какого либо смысла!

13. infalpRamRing E-mail Спам
26 Май 2009, 19:52

А так просто супер=)

14. Вольногорск E-mail Спам
30 Июн 2009, 13:01

Админ. Хотелось бы обговорить с вами вопрос касательно рекламы в этом блоге. Если вы согласны, сообщите ваши условия на e-mail. Спасибо.

15. Skydaysah E-mail Спам
07 Июл 2009, 23:03

Огромное благодарность!

16. Goneorevari E-mail Спам
22 Авг 2009, 00:51

Позновательно!!!!

17. RactAppot E-mail Спам
13 Ноя 2009, 20:07

Интересный материал, спасибо!

18. Мистер Х E-mail Спам
12 Ноя 2010, 20:20

у меня после прочтения этого текста появилась мысль, не знаю правильная ли она, если кто знает может подтвердите или поправите.
1) всем известно слово ОРИГАТО - спасибо , благодарю
2) и анимэ я узнал что ШИНИГАМИ - бог смерти
3) так может дословно ОРИ|ГАМИ - благо-творец (говоря по русски создатель)
я кончено японский не учил и не знаю, но уж очень бросается связь между этими словами...

19. Краб-кривые клешни E-mail Спам
17 Ноя 2010, 12:22

классно

Мистер Х, вы хороший философ!

20. Владислав E-mail Спам
28 Мар 2011, 09:06

ГЫгы

21. Костькин Денис Александрович (Papuas) Спам
22 Фев 2012, 19:03

Мне интересно знать на чём основано мнение о том, что классичкое (традиционное) оригами - это складывание тлько из квадрата ибез разрезов. В старинных книгах, таких как "Кан-но мадо","Сембадзуру ориката" "Чашингуру ориката" для складывания большинства моделей тебуются ножницы и квадрат не является единственной формой исходнго листа бумаги. В первых книгах по оригами выпущенных в 20 веке (например Исао Хонды) разрезы так же допускались. Можно сделать вывод, что складывание только из одного квадрата без разрезов - это скорее достижение серидины - конца 20 века. Речь может идти только об относиельно недавно сложившейся традиции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Использование материалов сайта разрешается только с указанием прямой ссылки на источник

Сайт управляется системой uCoz

Поиск по статьям

Опрос

Хотите ли Вы выписывать журнал "Оригами"?

Результаты · Опросы

Всего ответов: 3579
  
Яндекс.Метрика